08.10.2024
«Использование игр и упражнений для развития физических качеств»
Развитие
физических качеств - одна из важных сторон физического воспитания. Ведь уровень
общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них
основные физические качества: ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость
и функция равновесия.
Развитие ловкости
Методические приемы: бег из положения стоя на коленях, сидя, прыжок из
положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных
положений; изменение скорости или темпа движений, различной последовательности
элементов; прыжки на одной или двух ногах, с поворотами; выполнение
согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки,
садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки; Можно использовать
бег змейкой, обегая кубики, деревья, доставая в прыжке до мяча или ветки;
ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с
поворотом, с перешагиванием через положенные на ней предметы; усложненные
прыжки со скакалкой, с различными движениями рук.
Для развития ловкости используются: подвижные игры: «Охотники и зайцы»,
«Ловишка с ленточкой», «Кто скорее через обруч к флажку», «Через болото», «Не задень»,
«Выбивалы», «Хвасты» и др.
Игры-эстафеты: пробежать змейкой между предметами, проползти под скамейкой,
пройти по кирпичикам; пройти по скамейке, перешагивая предметы, пролезть в 2-3
обруча, попрыгать с зажатым между ног мячом змейкой между предметами и др.
Развитие
быстроты
Подвижные игры развития быстроты: «Догони», «Кто быстрее?», «Догони мяч»,
«Хитрая лиса» и др.
Игры-эстафеты: пройти по скамейке, подлезть под дугу, перепрыгнуть веревку и
вернуться на место; разбежаться и достать ветку в прыжке; прыгнуть из обруча в
обруч; пробежать 5 м, проползти по скамейке и др.
Для развития гибкости используют упражнения в растягивании мышц и связок. К
таким упражнениям относятся: динамические (маховые, рывковые, пружинистые);
статические (позы на снарядах).
Упражнения на гибкость следует выполнять постепенно, увеличивая амплитуду, причем
вначале в медленном темпе, затем быстрее. Перед упражнением на гибкость следует
проделать движения, согревающие мышцы и связки. При избирательном воспитании гибкости
эффективны следующие упражнения: для позвоночника: наклоны и повороты из разных
исходных положений; для тазобедренного сустава: махи ногами, выпады, упражнения
на гимнастической стенке; для суставов плечевого пояса: рывки руками, вращение
рук, упражнение с палкой, упражнения у гимнастической стенки; акробатические
упражнения.
Подвижные игры для развития гибкости: «Мышеловка», «Фигуры», «Мышка и кошка»,
«Передал, садись», «Ручеек» и др.
Игры-эстафеты: прыгать на скакалке разными способами до флажка, обратно
пролезть в 3 - 4 обруча; проползти на животе под скамейкой и др.
При развитии силы выделяют две задачи:
1. Гармоничное укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата.
2. Развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая
разнообразные условия деятельности.
Упражнения на развитие силовых способностей подразделяют на две большие группы:
1) упражнения внешним сопротивлением, вызываемым весом бросаемых, толкаемых
предметов;
2) упражнения, отягощенные весом собственного тела, например, ползание,
лазание, прыжки.
Для детей в основном применимы упражнения динамического характера,
способствующие развитию скоростно-силовых способностей: упражнения, связанные с
толканием, бросанием утяжеленных предметов; с подниманием веса собственного
тела (прыжки, приседания, лазание и ползание, прыжки в высоту).
Подвижные игры для развития силы: «Выше ноги от земли», «Лиса в курятнике»,
«Эстафеты с вабивными мячами», «Море волнуется», «Сова», «Отними мяч», «Мяч в
туннеле», «Удержись в кругу».
Игры-эстафеты: подтянуться по скамейке на коленях, прыгать из обруча в обруч (4
-5); перепрыгнуть с разбега 1-2 натянутую веревку, подтянуться по скамейке на
животе и др.
Больше всего для
развития у детей выносливости подходят циклические упражнения, удовлетворяющие
следующим требованиям: участие большого числа мышечных групп; чередование
моментов напряжения и расслабления мышц; использование знакомых, не трудных по
технике движений; возможность регулировать темп.
Наиболее соответствуют
этим требованиям ходьба, бег, подскоки. Продолжительность непрерывных движений
- около 2 минут. Бег со средней скоростью (2-2,5 м/с) является главным
средством воспитания общей выносливости дошкольника. Вместе с бегом развитию
выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте
и с продвижением вперед, спортивные упражнения.
Подвижные игры для
развития выносливости: «У дочка», «Вышибалы», «Ловишки», «Волки во рву»,
«Хитрая лиса». Игры-эстафеты: прыжки через обруч до флажка и обратно; перенести
из одного обруча в другой 6 - 10 кубиков по одному и построить башенку и др.
Равновесие
развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и
приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по
скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить
устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с
разбега).
Подвижные игры для развития равновесия: «С кочки на кочку», «Вышибалы», «У
дочка» и др.
Игры-эстафеты: пройти по скамейке раскладывая и собирая предметы; пробежать, перепрыгивая
предметы; пройти по кирпичикам, проползти по скамейке на четвереньках и др.
Инструктор по физической культуре Булатова Е.В.