Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является
актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной
социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию
безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам
населения относятся:
· Инвалиды с поражением
опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);
· Инвалиды с нарушением
зрения и слуха;
· Лица преклонного
возраста (60 лет и старше);
· Временно
нетрудоспособные;
· Беременные женщины;
· Люди с детскими
колясками;
· Дети дошкольного
возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная
с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям
с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий
для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым
возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция
инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для
инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и
культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое
внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является
политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ
равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях,
реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом
особенностей их психофизического развития.
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и
качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный
процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и
могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ работают с
разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В
группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как:
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
КАТЕГОРИИ
ПО ВИДАМ ДОСТУПНОСТИ СРЕДЫ:
Методическое пособие, утвержденное Минтруд, делит инвалидность по формам.
Оно также обозначает буквами категории инвалидов (КОСГУ).
Расшифровка этих букв следующая:
Г -
инвалиды с нарушениями слуха.
К -
передвигающиеся на креслах-колясках.
О -
с нарушениями опорно-двигательного аппарата (также обозначается как ОДА).
С -
с нарушениями зрения.
У -
с нарушениями умственного развития.
Эти категории разработаны для определения доступности того или иного
объекта, в результате чего создается паспорт ОСИ (объекта социальной
инфраструктуры). Ведь инвалид с определенным ограничением может попасть без
посторонней помощи или самостоятельно далеко не на каждый объект, чтобы
получить необходимую ему услугу.
Данные буквенные обозначения определяют в паспорте ОСИ категории инвалидов:
КОСГУ. Расшифровка соответствует первой букве условного названия формы
инвалидности (колясочники, опорники, умственно-отсталые, слепые, глухие), т. е.
именно те категории инвалидов, которые не всегда в состоянии самостоятельно
существовать в окружающей среде.